15 августа у заведующей Толмачёвской начальной школой А. П. Кнауб — юбилей: 45 лет работы в школе
Данное событие стало поводом, чтобы встретиться с Антониной Петровной на её территории, поговорить о радостях и проблемах в профессиональной деятельности.
Ни реформы последних десятилетий, ни трудности работы в системе образования не сломили оптимизм и преданность любимой профессии этой удивительной женщины. Её энергии может позавидовать любой начинающий педагог.
Работа в малокомплектной школе имеет свои особенности и специфику. В данном случае Антонина Петровна — единственный педагог и руководитель школы. В штате у нее только один помощник — уборщик помещений. Е. И. Вялова выполняет к тому же обязанности сторожа и вахтёра. Нагрузка и ответственность для 2-х женщин колоссальная.
Школа — единственное административное здание в Толмачёве. Здесь проходят все общественные мероприятия, сходы, выборы. Это центр общественной жизни села.
Образовательное учреждение представляет собой небольшое уютное здание общей площадью 60 кв. м, в котором обучаются ребятишки 1-3 классов. В прошлом году их было 14, из них двое выпускников 3-го класса. В этом учебном году ожидается 7 первоклашек. Школа остаётся востребованной, несмотря на территориальную близость к райцентру. Это объяснимо тем, что не все родители хотят, чтобы малыши обучались в переполненных школах Парабели, тратили драгоценное время на дорогу к месту учёбы и обратно.
Своя школа хоть и маленькая, но по-домашнему уютная, чистенькая. Здание было построено лет 15 назад. Сейчас оно полностью благоустроено. Отапливается за счёт электрокотла. В прошлом году сделали тёплые туалетные комнаты, провели воду.
Весь последний учебный год дети получали бесплатное горячее питание. Блюда готовили и привозили из столовой ПСШ им. Н. А. Образцова. Мера для депрессивного населённого пункта своевременная и необходимая. Практически все ребятишки, которые обучаются в школе, из многодетных семей. Доходы у них невысокие. Многие семьи стоят на учёте в Центре социальной поддержки как малообеспеченные. Так что горячее питание в школе — подмога для родителей хорошая.
Приехала я в школу рано утром 24 июля. А. П. Кнауб и Е. И. Вялова уже занимались привычными делами.
Главная забота лета — ремонт. В этом году он только косметический. Стены уже были выкрашены свежей водоэмульсионкой с насыщенным ярким колером. Парты блестели лаком. Ремонтом занимается Елена Ивановна Вялова. Работы, конечно, много, но умелые женские руки творят чудеса: школа манит чистотой и уютом. Осталось помыть окна. Но это делается непосредственно перед приёмкой школы к новому учебному году. Пыль с дороги доставляет немало хлопот.
Часто в школу забегают местные детки посмотреть, как движутся дела, да спросить, в каком режиме будет работать школа с 1 сентября. Соскучились.
В школе ведётся видеонаблюдение. Установлены внутренние и внешние видеокамеры, выводящие картинку прямо на монитор, расположенный на рабочем столе заведующей. В школе есть принтер, сканер, экран — техническое оснащение хорошее.
Всего хватает или хочется больше? — интересуюсь у Антонины Петровны.
— Не отказались бы от интерактивной доски. Хотя обычная нам больше подходит, т. к. занятия во 2-м и 3-м классах проводятся спаренные. Интерактивная доска будет отвлекать внимание. Компьютеры для детей, конечно, нужны, но у нас в селе пока нет хорошего Интернета, поэтому вопрос с компьютерным оснащением отпадает.
Рады, что несколько лет назад перед школой была построена детская игровая площадка. Красивая и современная. Есть где порезвиться ребятишкам на переменах. Село разрастается. Много новостроек на новых улицах Сенной, Ямской. Детей, подростков в селе с каждым годом становится больше. А где им время проводить? Клуба в селе нет. Вот и собираются все перед школой на детской площадке.
— Под предлогом неэффективности в последние 2 десятилетия идёт оптимизация, т. е. закрытие школ. Так, «Московский комсомолец» в выпуске от 31 августа 2018 года приводил такую статистику: в день в России закрывается 4 школы. Далее цитирую «МСК»: «С 2000 г. число школ уменьшилось с 67 до 41 тыс. (в 2 раза меньше, чем было до 1917 г.), притом что численность школьников уменьшилась не так сильно — с 20 до 15,5 млн. Более того, с 2010 г. она начала расти, но процесс ликвидации школ продолжается быстрыми темпами. Так, за 7 последние лет школьников стало на 17% больше, а школ — на 20% меньше!». Наш район на этом фоне пока держится. Как считаете, какова дальнейшая судьба Толмачёвской начальной школы?
— Пока у родителей есть выбор, в какую школу направить своего ребёнка учиться. Кто-то предпочитает большую в Парабели. А кому-то нужна только своя малокомплектная, ведь ребёнок в таком случае всегда под присмотром, не надо тратить время на поездки к месту учёбы и обратно, мёрзнуть на остановках, подстраиваться под расписание автобусов.
После 3-го класса уже подросшие ребятишки едут учиться в школу райцентра.
Мне трудно сказать, что будет дальше. Если построят третью школу в райцентре, то, возможно, надобность в малокомплектной начальной отпадёт.
— Какие возможности для всестороннего развития детей может сегодня предложить Толмачёвская начальная школа?
— У нас хорошо отлажена внеурочная деятельность. Ребятишки принимают активное участие во всех районных конкурсах, заявляют о себе и на уровне области. Приезжают к нам педагоги дополнительного образования из гимназии и Дома детского творчества. Никто не обделён вниманием. Я веду в школе шахматный кружок.
Если у родителей есть транспорт, время и желание, то они самостоятельно доставляют своих детей на занятия в ДДТ, ДШИ им. Заволокиных, ДЮСШ.
Скажу одно: наши дети привязываются к родной школе. Когда переходят в другую, ещё года три прибегают ко мне и делятся всеми проблемами, радостями.
— Сегодня психологи и педагоги отмечают, что у современных детей повышенный уровень тревожности. Как считаете, каковы причины данного явления?
— Действительно, ребятишки стали более тревожными, нервными, неусидчивыми, у многих врачи диагностируют задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья, гиперактивность. Много отклонений.
А причина тому — нестабильность нашей жизни. Многие семьи столкнулись с проблемой безработицы, материальными трудностями. У родителей нет уверенности в будущем. Эта тревога передаётся малышам.
На современных детей обрушен огромный поток разной информации, отчего они также испытывают тревогу. Ритм жизни стал другим. Поэтому так много сегодня детей гиперактивных, неусидчивых.
Смотрю фотографии разных выпусков. Раньше у ребятишек лица были спокойные и умиротворённые, а сейчас в кадре — дети в движении. Каждый второй — гиперактивный. Современное поколение детей уже другое.
— Антонина Петровна, жизнь меняется стремительно. Если раньше у учителя был непререкаемый авторитет как среди детей, так и среди родителей, то сегодня отношение к нему меняется, порой не в лучшую сторону. Кто виноват, и что делать?
— Всё меняется, только требования к учителям остаются прежними: они должны своих учеников и научить, и воспитать. Со всеми мы должны поддерживать хорошие отношения. С грустью прихожу к мысли о том, что учителей сегодня многие родители, а порой и дети, воспринимают как обслуживающий персонал.
Причин много. Есть пробелы в подготовке кадров. Сегодня на просторах Интернета часто гуляют ролики о недостойном поведении учителей. Порой молодые педагоги провоцируют к себе пренебрежительное отношение даже вызывающей одеждой. Учитель, пришедший на занятия в рваных джинсах, на мой взгляд, пренебрегает общей культурой одежды. Требования к внешнему виду педагога должны быть более жёсткими.
Но и до крайностей доходить не стоит. В своё время, когда я училась в школе, одного мальчика вывели перед всем классом и отчитали за то, что он носит православный крестик. Публичная порка одноклассника стала для меня настоящим потрясением. Во всём должна быть мера.
Ещё одна проблема, с которой сталкивается каждый педагог, — это небольшая зарплата. Раньше учителя могли себе позволить работать на одну ставку: у предметника она составляла 18 часов в неделю, у учителя начальных классов — 20. Сейчас на ставку не проживёшь, поэтому приходится брать большую нагрузку, у некоторых педагогов она достигает 50 часов в неделю. Но труд учителя нельзя оценить часами. Они работают и вне школы. Стимулирующие выплаты имеют размытые критерии. Как сравнить труд педагога в элитной школе с одарёнными детьми и труд учителя в малокомплектной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития? В первом случае учитель работает в радость и творит. Во втором задача педагога усложняется тем, чтобы дать особенным ученикам базовый уровень знаний. Практически идёт индивидуальное обучение, отнимающее больше сил и времени. Качественный показатель 50 процентов, который мы имеем сегодня, даётся кропотливым трудом.
Надо отметить, что и дети порой манипулируют своими правами: «Я устал. Это мои возможности». Они знают свои права, но не всегда выполняют свои обязанности. И в этом большая проблема.
— Сейчас учителя бьют тревогу по поводу гиподинамии среди детей, которые мало двигаются и много времени проводят за компьютерами, гаджетами. Насколько актуально это для ребятишек из малокомплектной школы?
— Эта проблема для нашей школы не слишком актуальная. Рядом со школой находится игровая площадка. И на переменах дети резвятся на ней. Хотелось бы, конечно, иметь спортивный зал, большие коридоры в школе, но, понимаю, сейчас «не до жиру».
Я преподаю у детей все предметы, включая физкультуру. Считаю не совсем правильным введение в школьную программу час теории по физкультуре. Дополнительный час надо в полной мере использовать для разминки детей. Со своими учениками мы предпочитаем двигательную активность. Зимой — обязательно встаём на лыжи. Физкультура всегда в движении. Обязательны 5-минутки для разминки между уроками.
— Современные родители сетуют на то, что уроки теперь приходится выполнять вместе с детьми с начальной школы. В чём причина? Программа стала настолько сложной?
— Мы обучаемся по традиционной программе начального образования «Школа России». Дети проходят путь «от простого к сложному».
Я — не сторонник развивающих систем обучения, которые часто внедрялись в начальном звене в качестве эксперимента в 90-е годы. Многие педагоги, подхватившие методики Занкова, Экольнина-Давыдова, вскоре отказались от них.
По моим наблюдениям, мы после всех реформ в образовании опять возвращаемся к проверенной советской системе. Теперь ни у кого не вызывают сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.
А то, что родители всё чаще помогают детям делать домашнее задание, я связываю с тем, что изменилось время. Раньше ребятишки и бегали по улице без присмотра. Теперь даже в селе на игровую площадку всё чаще выходят в сопровождении взрослых. Нужно следить: рядом дорога. Вопросам безопасности стали уделять серьёзное внимание.
— Как пережили первую волну пандемии?
— 4-ю четверть учились дистанционно. Отправляла задание по WhatsApp. Потом 2-3 раза в неделю встречала по очереди каждого ученика в школе и проверяла домашние задания. Шла индивидуальная работа. Но, конечно, эффективность от дистанционного обучения низкая. В 1-м классе мы формируем навыки к дисциплине, усидчивости и самостоятельности. А в формате онлайн дети всё же предоставлены сами себе, контроль снижается. Нет системы. Очень надеюсь, что в новом учебном году будем обучать детей в очной форме. Предстоит сделать мониторинг знаний и наверстать упущенное за период самоизоляции.
Школа практически уже готова встретить в уютной и радостной атмосфере своих учеников.
— Спасибо, Антонина Петровна, за искренние ответы на злободные вопросы. Примите поздравления с юбилеем профессиональной деятельности. Здоровья Вам, оптимизма и терпения. Поверьте, на таких Учителях, как Вы, держится система образования!
Подготовила Оксана КОНСТАНТИНОВА